Что мы знаем о тараканах? Тараканы... литературные

Таракан-реакционер

«La cucaracha, la cucaracha Ya no puede caminar, Porque no tiene, porque le falta Marihuana que fumar…»

Эта зажигательная песенка лилась в 1920−30-х годах из рупоров множества граммофонов и патефонов. Ее текст существовал в стольких вариациях, что от оригинала обычно оставалось только слово «таракан», как, собственно, и переводится испанское «Кукарача». Трудно поверить, что эта веселая мелодия родилась в кровавые годы Мексиканской революции 1910−19 гг. в отрядах крестьянской армии под предводительством Франческо «Панчо» Вильи — этакого мексиканского батьки Махно. Вилья воевал против правительственных войск президента Викториано Каррансы. Именно сторонников Каррансы и прозвали «таракашками» за их длинные усы, и оригинальный вариант «Кукарачи» имеет откровенно издевательский тон. Вот буквальный перевод этой песенки (взят по адресу warday.su):

«Тараканчик, Тараканчик Уже не может идти, Потому что у него нет, потому что не хватает Марихуаны покурить.

Отступили Каррансисты, Отступили в Пероте, И не могут больше идти, Запутавшись в своих усах.

А из бороды Каррансы Я сделаю повязку, Чтобы завязать ее на сомбреро Сеньора Франсеско Вилья". Таракан-деспот

«Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!». (К. Чуковский)

В начале ХХ века таракан уже так достал народонаселение, что его стали воспринимать как маленького неистребимого деспота, перед которым бессилен даже двуногий «венец природы». Законченное воплощение этот образ нашел в известной стихотворной сказке Корнея Чуковского, где с помощью преувеличительного суффикса насекомое превращается в настоящее чудовище — Тараканище — наглое, ненасытное, требующее от остальных животных приносить ему в жертву своих детенышей.

Замечательно, что детский поэт не стал превращать таракана в гигантского монстра фильмов ужасов. Тараканище имеет вполне реалистические размеры, его власть держится только на тотальном страхе, на запугивании, перед которым пасуют слоны и волки, быки и носороги. В общем, еще одна иллюстрация к поговорке «У страха глаза велики». Не поддавшийся тараканьей пропаганде воробей убивает деспота простым клевком в лоб.

В среде любителей вычитывать из текста контексты до сих пор кочует утверждение, что Чуковский в завуалированной форме вывел в образе усатого диктатора сами-знаете-кого. Глупость подобного утверждения просто лежит на поверхности. Во-первых, сказка была написана в 1923 году, когда борьба за место умирающего Ленина только начиналась, и позиции усатого Сталина были ничуть не крепче позиций таких же усатых Троцкого и Каменева, и совсем безусого Зиновьева. Во-вторых, и при власти Сталина «Тараканище» издавалось свободно и немалыми тиражами. Ну, и в-третьих, Чуковский всегда был крайне осторожен для столь разительной критики властей, а власти к подобной критике — крайне чутки.

Вот Мандельштам в своем стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны…» образ вождя народов вывел весьма узнаваемо: «Тараканьи смеются усища, / И сияют его голенища…». И когда власть про это узнала, реакция последовала незамедлительно. Таракан-жертва

На таракана можно смотреть не только как на деспота, но и как на безмолвную жертву. Самого трагичного таракана вывел в одноименном стихотворении соратник литературной группы ОБЭРИУ Николай Олейников. Эпиграф этого стихотворения «Таракан попал в стакан» отсылает нас к Достоевскому, а точнее, к герою его романа «Бесы» — пошляку-стихоплету капитану Лебядкину.

Ф. Достоевский «Бесы»: «- …Вы вот спрашиваете, сударыня: «почему?» Ответ на дне этой басни, огненными литерами!..

…Жил на свете таракан, Таракан от детства, И потом попал в стакан Полный мухоедства…

— Господи, что такое? — воскликнула Варвара Петровна. — То есть когда летом, — заторопился капитан, ужасно махая руками, с раздражительным нетерпением автора, которому мешают читать, — когда летом в стакан налезут мухи, то происходит мухоедство, всякий дурак поймет, не перебивайте, не перебивайте, вы увидите, вы увидите… (он всё махал руками).

Место занял таракан, Мухи возроптали, Полон очень наш стакан, К Юпитеру закричали. Но пока у них шел крик, Подошел Никифор, Бла-го-роднейший старик…

Тут у меня еще не докончено, но всё равно, словами! — трещал капитан, — Никифор берет стакан и, несмотря на крик, выплескивает в лохань всю комедию, и мух и таракана, что давно надо было сделать. Но заметьте, заметьте, сударыня, таракан не ропщет! Вот ответ на ваш вопрос: «почему?» — вскричал он, торжествуя: — «Та-ра-кан не ропщет!» — Что же касается до Никифора, то он изображает природу…"

Кстати, истоки истории о таракане в стакане литературоведы нашли в еще более раннем произведении — стихотворении И. Мятлева:

«Таракан Как в стакан Попадет — Пропадет; На стекло, Тяжело, Не всползет. Так и я…»

Не ропщущей бессильной подопытной жертвой выглядит таракан и в стихотворении Олейникова, написанном в 1934 году. Это классический образец художественной эстетики ОБЭРИУтов, где легкомысленность, ирония и пародийность странным образом переплетена с глубинной серьезностью темы, с ощущением экзистенциального ужаса и бессмысленности бытия. Вот таким мрачным стебом пронизано и стихотворение «Таракан». И если у Лебядкина таракана уничтожает безжалостная и безразличная Природа, то у Олейникова насекомое — это жертва хладнокровного научного эксперимента. «Души нет» — утверждает наука, и поэтому гибель таракана особенно жестока и бессмысленна.

Отрывки:

«Таракан сидит в стакане, Ножку рыжую сосет. Он попался. Он в капкане. И теперь он казни ждет.

Он печальными глазами На диван бросает взгляд, Где с ножами, с топорами Вивисекторы сидят…

…Таракан к стеклу прижался И глядит едва дыша… Он бы смерти не боялся, Если б знал, что есть душа.

Но наука доказала, Что душа не существует, Что печенка, кости, сало — Вот что душу образует.

Есть всего лишь сочлененья, А потом соединенья.

Против выводов науки Невозможно устоять. Таракан, сжимая руки, Приготовился страдать…"

Крайне маловероятно, что Олейников был знаком с творчеством Франца Кафки — произведения австрийского писателя в СССР в то время были практически неизвестны. И тем не менее образы и настроение повести Кафки «Превращение» (1916) по мнению многих литературоведов удивительно созвучны стихотворению Олейникова. В «Превращении» с бессмысленной и жестокой случайности всё и начинается. Однажды утром «маленький австрийский человек» коммивояжер Грегор просыпается в образе… уродливого насекомого. Исследователи творчества Кафки утверждают, что этим насекомым был именно таракан. Весь ужас заключается в том, что автор описывает эту фантастическую ситуацию довольно будничным бытовым языком. Да и Георга больше всего заботит не само превращение, а то, что он старается совладать со своим новым телом, чтобы выйти… на работу, ведь она — главный источник доходов его бедной семьи.

Ф. Кафка «Превращение»: «Сбросить одеяло оказалось просто; достаточно было немного надуть живот, и оно упало само. Но дальше дело шло хуже, главным образом потому, что он был так широк.

Ему нужны были руки, чтобы подняться; а вместо этого у него было множество ножек, которые не переставали беспорядочно двигаться и с которыми он к тому же никак не мог совладать. Если он хотел какую-либо ножку согнуть, она первым делом вытягивалась; а если ему наконец удавалось выполнить этой ногой то, что он задумал, то другие тем временем, словно вырвавшись на волю, приходили в самое мучительное волнение. «Только не задерживаться понапрасну в постели», — сказал себе Грегор".

Но все, с чем сталкивается герой — это ужас, непонимание и растущее отвращение к нему. Искалеченный своим отцом и брошенный своими родными, он безмолвно умирает, так и не поняв, что же случилось. Его труп, подобно трупу олейниковского таракана, брезгливо выбрасывают в мусорник…

И тем не менее у читателя эти тараканы вызывают жалость. Оказывается, и тараканов можно жалеть…


20:05 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: два плюс четыре равно


Стоит ли покупать фильмы за смс?

Стоит ли покупать фильмы за смс?

Последние ли, только что записанные на кинофабриках фильмы нашего либо зарубежного производства, или забытые давние киноленты, никак не смогут заставить ждать настоящего любителя кино. Такой человек н...
Что общего между бизнесом и временами года?

Что общего между бизнесом и врем...

Как поётся в песне: «У природы нет плохой погоды». Как ни странно, но именно природа, являясь лучшим советчиком во многих жизненных ситуациях, подсказывает нам, каким образом создавать и р...
Вкусные рецепты: Салат "Прощай, второй подбородок!" (не для оценки), Печенье Киевские каштаны, Перец для друзей по рецепту друга

Вкусные рецепты: Салат "Про...

Салат "Прощай, второй подбородок!" (не для оценки)Вчера мы с нашей большой семьей хорошо погуляли на даче у моего брата. Отличная погода, свежий воздух, запах весны, шашлыки, буглама и, наконец, вкусн...
Как приготовить шалтибарщай? Освежающий суп для жаркого лета

Как приготовить шалтибарщай? Осв...

Жарко. Вчера термометр на солнечной стороне показал… +44! И это — у нас, в Карелии. Естественно, в такую погоду никакой, даже самый вкусный кусок не лезет в горло. Холодненького ...
Тюльпан: какова его история?

Тюльпан: какова его история?

Довольно часто можно встретить рекламные объявления под заголовками: «Голландия — страна тюльпанов»; «Турция — страна тюльпанов»; «Оттава &mdas...
Триллер «Что скрывает ложь», или Как Земекис ворошил скелеты в шкафу?

Триллер «Что скрывает ложь», или...

Спрашивается, зачем Роберту Земекису понадобилось работать в совершенно несвойственном ему жанре мистического триллера? Для расширения кругозора или поиска новых путей развития? Впрочем, когда узнаешь...
Культура и искусствоITМедицина и здоровьеСтроительство и ремонтДом и семьяЕда, рецептыПсихологияБизнес и финансыОбразованиеФауна и флора
Сейчас читают:

Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти необходимую информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас считанные секунды.